«Театральные занятия, как важный аспект в становлении личности ребенка в жизни».

01.06.2020 03:05, Категория: Театр
Теги: Искусства, Становление личности ребенка. Театральна деятельность в жизни ребенка.

Автор данной статьи Ларина Татьяна Альбертовна педагог дополнительного образования по вокалу детского музыкального театра "Кантабиле" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района С-Пб.

Работая в детском музыкальном театре, хочется поднять тему о важности театральных занятий в жизни ребенка. Эта тема возникает не случайно. Из собственной практики и наблюдений за детьми и за их родителями. Не перестает удивлять один факт, связанный с родителями наших воспитанников. В начале учебного года родители приводят детей заниматься театральной деятельностью, дети привыкают к занятиям, к интересной жизни в театре, получают от этого заряд счастья и положительных эмоций. Спустя некоторое время родители запрещают посещать театральные занятия, наказывая своих детей за невыполненное школьное домашнее задание. За неудовлетворительные оценки в школе. За несдержанное обещание, данное накануне. Да и за множество проступков, лишая театральных занятий. Это наказание не приводит к хорошему результату.


Рассмотрим изначальное желание родителя (взрослого, зрелого человека), приведя ребенка на театральные занятия, родитель желает решить множество проблем ребенка: раскрепостить своего ребенка, снять множественные комплексы, зажимы, развить речь, научиться жить интересной жизнью, приобрести друзей, научиться общаться со своими сверстниками в коллективе, научиться фантазировать и т.д. После появления очередных «жизненных» проблем у ребенка (в учебе и т.д.), изначальное желание родителя резко меняется, не смотря на то, что у ребенка появляются очень хорошие результаты полученные, благодаря театральным занятиям. Ребенок начинает раскрываться, справляться со своим стеснением, преодолевать многие препятствия, речь становиться грамотнее, уходит закомплексованность, появляется певческий голос, у ребенка появляется самоуверенность, появляются разносторонние интересы, и т.д. И где тогда логика поведения зрелого человека? Какой пример показывает родитель? Ложное представление о театральных занятиях заставляет родителя думать, что театр ( занятия в театре: сценическое движение, мастерство актера, сценическая речь, хор, занятия по вокалу, этюды, наблюдение, творческие встречи с артистами, просмотр спектаклей, выступления на публике, на конкурсах, показ спектаклей, участие в концертах) - это удовольствие для ребенка, забывая, о том, что Театр – это большой труд!!! Это ответственность не только за себя, но и за коллектив в первую очередь. Ребенок добровольно и с удовольствием участвует «работает» в каникулы, праздники. Добровольно заучивает «дополнительный объем знаний» помимо школьных заданий (стихи, тексты, песни). Начатое дело родитель позволяет, вернее, заставляет бросить, а как же довести дело до определенного конца? Тот труд, который прикладывал его ребенок, был понапрасну? Только личность ребенка стала раскрываться, тут же родитель своим поведением создает еще большую проблему. Ребенок совсем перестает в себя верить, вдвойне, чувствуя себя во всем виноватым и т. д., т.к. не вышел на спектакль со своей ролью, а режиссер и весь коллектив надеялся на этого маленького актера! Да, да, на «актера»!... Приведя ребенка в наш театр, родитель не задумывается, что его ребенок становится уже маленьким артистом, даже если во время выступления у ребенка не будет слов, но он вышел в спектакле или постановке на сцену, ребенок выполняет функцию «маленького артиста»!!! На ребенка уже ложится большая «ответственность» в своем роде. Дети готовятся к выступлениям перед публикой: учат роли, тексты, песни, стихи. Весь коллектив дорожит каждым участником. Родитель лишает своего ребенка мира «живой, настоящей» игры.


Жизнь ребенка, мир его детства, внутренний мир ребенка, поведение ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Через игру взрослый человек может войти в мир детского сознания. Ведь жизнь ребенка наполнена игрой. И свою роль хочет сыграть абсолютно каждый ребенок.


Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Когда он был и нашим миром. Но человек вырастает и уходит из мира детства, и пути назад нет.
Процесс становления личности происходит под влиянием окружающей среды. Человек меняется физически, нравственно, умственно. Человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки, формируясь и развиваясь как личность.


Личность. Этимология. Происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра).
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности.


Развитие Личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Особо значимый период в возрастном развитии Личности – подростковый возраст (отрочество) и ранняя юность, когда развивающаяся Личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Первоначально оценивая окружающих, Личность использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не может быть отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний.

Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств Личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов.

Как научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать. Этому поможет театр. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Это - воспитание и формирование эстетического вкуса, нравственное воспитание, художественное образование и воспитание детей. Развитие коммуникативных качеств личности. Развитие эмоциональности, интеллекта, артистизма, навыков сценического воплощения. Воспитание воли, развитие памяти, инициативности, воображения, фантазии, речи. Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.


Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.


Через устное народное творчество развиваются некоторые качества личности: простейшие образно-выразительные умения (мимика, жесты, уверенность в себе). Речь, самостоятельность (ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителя человека). В театральных играх дети познают радость, выражают свои чувства эмоциями, становятся добрее друг к другу, что дает основу для продолжения развития личности. Так же воспитывается черта личности как самоуважение.


Л.С. Выготский определял театрализованную деятельность как самый распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений органично присуща детской природе и находит свое выражение стихийно. Независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на органическом единстве игры, речи, рисования. Специфика театрализованной деятельности заключается в том, что она позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы – цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности. В тоже время, в процессе театрализованной деятельности формируется умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира.


Все это может быть перечеркнуто, простым запретом. Родители не только настраивает ребенка против себя самого, но и перечеркивает весь труд педагогов, а в первую очередь самого ребенка. В результате, запрет на посещения театральных занятий приводит к остановке развития личности ребенка. В дальнейшем он начинает приобретать весьма не приятные черты характера. Пытаясь придумать, как обойти запрет родителей ребенок начинает лгать и изворачивается. Все это приводит к не желательному результату в воспитании. Лучше всего если родители поощрит ребенка за выполненное домашнее задание чем-то дополнительным, к примеру, походом в театр, ну или кинотеатр. А может, предложат за хорошие оценки поучаствовать в конкурсе или в театральном лагере.


Литература:
1. Л.Выготский. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский// Психология развития Спб , 2001
2. Т.Доронова. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей/ Т.Н. Доронова - М. Просвещение, 2004
3. И.Кондаков. Психологический словарь. М.. 2000.
Электронные ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-razvitie-lic...