Актуальные проблемы музыкального образования в условиях дополнительного образования

08.05.2020 12:02, Категория: Музыка
Теги: Искусства

Едва ли можно представить себе мир, в котором нет музыки. Даже если у вас дома нет радиоприемника или лазерного проигрывателя, вы все равно постоянно слышите музыку по телевизору, в кино, в магазинах и лифтах, и даже по телефону. Человек нуждается в музыке так же, как в воздухе, которым мы дышим, или в пище, которую мы едим.

Педагоги-музыканты видят в музыке мощнейшее средство формирования личности, способ познания окружающего мира, так как музыка превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. Музыка формирует личность во всех отношениях. Она несет в себе эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую функции. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное, музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Таким образом, музыкальное искусство выходит за рамки изучаемого предмета и превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания им смысла жизни и окружающего мира.

Педагоги всех времен и народов использовали музыку как средство формирования образа молодого поколения. Существует бесчисленное множество школ, учений, систем и методов обучения музыке и при помощи музыки. Их ценность состоит в том, что созданные в разные эпохи, они воплощали идеи своего времени, предназначены были для решения задач своего времени, формировали образ своего времени. Каждое следующее поколение педагогов трактовало школу преподавания с учетом изменившихся задач общества, уровня интеллектуального и технического развития. В итоге, в России сложились прекрасные традиции профессионального и общего музыкального образования, была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству.

В основу содержания системы музыкального образования положены исторически сложившиеся и апробированные традиции обучения детей и молодежи на лучших образцах классической и народной музыки. Однако, на протяжении двух последних десятилетий система российского музыкального образования, несмотря на свою культурно-историческую значимость, переживает сложный период, вызванный рядом проблем. Основные проблемы были обозначены в Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2014 по 2020 годы.

На первое место поставлена проблема недостаточного понимания значения музыкального искусства и творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Причем это «недостаточное понимание» пронизывает все слои общества и образовательные структуры. И это результат политической и экономической неустойчивости государства в период «перестройки», повлекший трансформацию всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которые и сегодня оказывают влияние на развитие нашего общества. Поэтому решение вышеизложенной проблемы надо начинать в первую очередь с просветительской деятельности. В каждом отдельно взятом регионе необходимо создать культурно-образовательное пространство не только для детей, но в первую очередь для взрослых, деятельность которого способствовала бы приобщению к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и «убеждала» людей в необходимости и важности развития и воспитания детей средствами музыкального искусства.

Следует отметить, что правительство и передовая общественность нашей страны активно занялись вопросами сохранения и приумножения уникального культурного богатства России. В 2010 году Оргкомитет «Сочи 2014» создал программу Культурной Олимпиады «Сочи 2014», цель которой – через культуру и искусство представить город, в котором пройдут Игры. Однако эта Программа расширила свои границы и в географическом и во временном масштабе. Она практически затронула всю Россию и получила свое продолжение в настоящее время.

В Сочи проходит огромное количество форумов по вопросам культуры, конференций, выставок художественного и декоративно-прикладного творчества, концертов выдающихся деятелей культуры и искусства и многих других мероприятий, призванных возродить культурно-исторические традиции России.Значимым событием стало проведение Первого Всероссийского фестиваля и выставки народной культуры. Одним словом, запущен грандиозный механизм сохранения и развития культуры в стране и конкретно в сочинском регионе. Но это лишь одна сторона медали.

Мы рассмотрели вопрос создания культурно-образовательного пространства. Далее стоит вопрос уже чисто педагогического характера. Что же должны предпринять педагоги-музыканты, чтобы вернуть то время, когда в музыкальные школы и студии были переполнены, чтобы школьные хоры стали популярны, чтобы дети с удовольствием и радостью занимались музыкой? Что изменить или прибавить к традиционной школе обучения музыке? Как приблизить её к современности, при этом, не растеряв самого главного, национального богатства?

Меня как педагога давно волнуют эти вопросы, потому что прежде чем проблемы музыкального образования были озвучены с высоких трибун, на конференциях и совещаниях, на практике я увидела, что музыкальная педагогика не учитывает запросы современного общества. И как следствие – затухание интереса к изучению музыкального искусства. Для того, чтобы привлечь детей, несомненно, нужно обновить содержание, то есть музыкальный материал путем изучения современных близких детям музыкальных произведений, например, из кинофильмов, мультфильмов, телевизионных передач, безусловно, отобрав самые лучшие образцы. Наряду с этим, «изобретать» все новые и новые формы подачи этого материала.К счастью, в дополнительном образовании каждый педагог может создать свою совершенно оригинальную программу, включив в нее именно то, что на его взгляд будет для детей интересным, современным и привлекательным.

Мною созданы несколько программ разного уровня для детей разного возраста - общеразвивающие и специализированные. Общеразвивающие направлены на формирование общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе. На этом этапе происходит первое знакомство ребенка с музыкой. Я стараюсь сделать так, чтобы это знакомство поразило его детское воображение, наполнило его эмоциями, которые бы сохранились в его памяти на всю жизнь. Чтобы он стал ощущать потребность в общении с искусством. Для этого использую на занятиях разные способы подачи материала: и традиционные, и современные. Главная задача – сделать трудное интересным, а сложное – доступным. При этом нужно учитывать особенности развития и восприятия современных детей. С одной стороны, дети стали гораздо более развитыми и легко осваивают любые новинки электронной техники, разбираются в достаточно сложных компьютерных программах и играх. Но, с другой стороны, они практически перестали читать, и это существенным образом повлияло на способ усвоения информации. Если двадцать лет назад ученику вполне достаточно было записать и выучить правило, чтобы он сразу начал его применять, то теперь это правило непременно требуется подкрепить какой-нибудь зрительной картинкой. То есть, современный ребенок ориентируется не на слово, а на зрительный образ или символ. Учитывая этот факт, я практически весь предлагаемый материал для изучения сопровождаю видеосюжетом. При прослушивании музыки это могут быть картины природы, древние замки, египетские пирамиды, запись с концерта (оркестр, солист, танец, сцены из балета или музыкального спектакля, фрагменты из художественного или мультипликационного фильма). При знакомстве с музыкальными терминами я использую всевозможный наглядный материал, который является как бы связующим звеном между сложными положениями музыкальной теории и обыденными представлениями ребенка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания. Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи в которых зарифмованы правила, картинки и видеосюжеты, помогающие усилить вербальный образ – все это помогает ребенку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально-теоретического материала.

Наряду с опорой на зрительные ассоциации для активизации учебного процесса я использую движение. Мы знаем, что дети испытывают огромное удовольствие от ритма независимо от музыки. Скорее ритм и ритмические ударения нравятся ребенку прежде всего. Эта природная особенность может использоваться самым положительным образом. Нельзя сказать, что эта мысль нова. Еще Эмиль Жак-Далькроз подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Он говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства – музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Карл Орф, также композитор и педагог, развивает идею соединения движения, пения, игры и импровизации. В настоящее время необходимо расширить область использования ритмики при обучении музыке. Причем не только на общеразвивающем этапе обучения, но и при обучении специальным дисциплинам: теория музыки и сольфеджио. Я не помню, чтобы опять же двадцать лет назад на уроках сольфеджио мы выполняли движения под музыку для осознания количества долей или особенностей ритмического рисунка. Сейчас же я считаю это очень полезным и даже необходимым. Ритмические импровизации дают возможность ребенку не только понять, но и прочувствовать взаимосвязь ритмических рисунков, метрической пульсации и даже музыкальной формы в целом. Речь не идет только о шумовом оркестре, а об импровизации тела, откликающегося на метр, ритм и музыкальную форму. Безусловно, такие занятия, по сути, превращается в игру, что всегда близко детям и приносит замечательные плоды. Игра, как всем известно, обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Я не вижу необходимости говорить много об игре, как способе познания мира ребенком или как форме обучения. Это всем известные истины. Остановлюсь лишь на том, что в системе обучения чаще игра применяется на начальном этапе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. И зачастую вовсе не используется для более старшего возраста. Это несправедливо. И в десять, и в одиннадцать, и даже в пятнадцать лет дети хотят играть. Только игры должны «расти» вместе с детьми. Поэтому очень важно на любом уроке использовать игру хотя бы в качестве элемента. На музыкальных занятиях это вполне возможно. Это могут быть ритмические игры, творческие и интеллектуальные игры. Именно творческие увлекательные игры помогут удержать интерес детей к музыке в подростковом возрасте, когда происходит переориентация увлечений ребенка. На занятиях в старших группах, занимающихся по специализированным программам («Теория музыки», «Джазовое сольфеджио») я продолжаю применять игровые технологии, часто использую проблемный метод, воспринимающийся детьми тоже как игра. На помощь мне приходят возможности сети Интернет, где разработчики музыкальных обучающих программ выкладывают игры в основном для самостоятельного изучения музыкальной теории. Но многие из них легко укладываются в логическую систему поэтапного обучения от раздела к разделу, позволяют в увлекательной форме провести контрольные срезы и в то же время, доставляют удовольствие детям. В сети существует много музыкальных тренажеров на закрепление специальных музыкальных знаний. Естественно, что детей привлекает работа за компьютером, расширяет их кругозор и возможности творческого переосмысления изучаемого материала. Безграничные возможности сети Интернет в отношении доступа, распространения и обмена информацией позволяют расширить рамки учебного процесса, привлекая родителей, так как дети зачастую дома вместе с родителями играют на музыкальных тренажерах. Надо сказать, что и авторитет педагога «растет» в глазах детей, когда мы вместе регистрируемся на каком-либо музыкальном сайте и можем обсуждать интересующие темы не только на занятиях. Неподдельный интерес проявляют дети к использованию возможностей аранжировки музыки на синтезаторе. Они становятся настоящими творцами, когда с их помощью музыка расцвечивается разными красками всех континентов. Совершенно однозначно, что использование на занятиях современных технических средств активизирует учащихся, приближает их к современным средствам самообразования, учит мыслить шире, видеть музыкальное искусство в контексте окружающего мира, учит творить, фантазировать, принимать нестандартные решения. Именно эти навыки в будущем станут самым существенным приобретением, так как музыкальные способности тесно связаны с общими свойствами личности: внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение.

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что речь в этой статье идет о возможностях музыкального развития и обучения в системе дополнительного образования. Именно эта система, не имеющая стандартов, дает возможность педагогу искать новые современные подходы к образованию и воспитанию детей. Это своего рода экспериментальная площадка, где могут быть созданы условия для образования современного человека, способного свободно ориентироваться в сложном мире, умеющем добывать и применять информацию. Одним словом, человека нового поколения.

Подготовила педагог дополнительного образования Пиенко Людмила Михайловна