Подготовка учащегося к концертному выступлению
Методическое сообщение преподавателя по классу фортепиано Полковой Марины Георгиевны МБУДО Шлиссельбургская ДМШ
Публичные выступления юных музыкантов – это результат напряженного творческого труда ученика и учителя, который зависит не только от мастерства, но и от физического и морального состояния исполнителя. Человек в это время сильно волнуется, и поэтому выступления на сцене относятся к стрессовым ситуациям, Такие симптомы у некоторых детей, как тряска рук, губ, дрожь коленей, боязнь выходить на сцену, неверие в свои силы являются проявлениями стресса.
Поведение конкретного ребенка на сцене обычно зависит от его характера и склада нервной системы: один ученик не боится выступать, другой трясется как осиновый лист, третий впадает в прострацию. Бывают ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются» на сцене. И наоборот: ученики, неважно играющие в классе, на сцене вдруг «собираются», вдохновляются и играют значительно лучше, чем от них ожидали.
Причины сценического волнения у детей
Мысль о возможном провале
Ведь даже случайное замечание друга может привести к катастрофе. Если выступающий не умеет абстрагироваться от враждебного внушения, то учитель должен защитить его сам. Перед выступлением я беру своих учеников как бы «под свое крыло» - не разрешаю им разговаривать с другими людьми, а тем более бегать, кричать, хохотать. У меня были случаи, когда после таких действий дети на сцене запутывались в тексте, останавливались, брали фальшивые ноты.
Если уж это случилось, то ребенку объясняю, что об ошибке надо тут же забыть, и играть дальше, и ни в коем случае не переживать активно свой промах и мысленно возвращаться к нему, иначе можно загубить все выступление.
На эстраде самокритика - пила, подпиливающая стул, на котором сидит пианист (Н. Перельман)
В каждом классе есть очень прилежные дети с повышенным чувством ответственности, которые стабильно готовятся к каждому уроку (что очень приятно), и хорошо работают на уроке, (что еще приятнее), но слишком увлекаются своим драгоценным «я» и перед экзаменом у них начинается паника. У меня есть такая ученица, она говорит: «Как я буду играть, (при этом все давно выучено), что мне поставят? (она круглая отличница)». Я поступаю просто: говорю - «Волнуйся не за себя, а волнуйся за композитора!», и прошу рассказать, как она будет играть вступление, кульминацию, коду. Ребенок постепенно успокаивается, и, в целом, выносит на сцену все, что сделал в классе.
Боязнь забыть
В таком случае произведение должно быть выучено не на 100, а на 150% и само ощущение «чистой совести» даст уверенность в себе. Такие ученики за кулисами стоят с какими-то светлыми, спокойными лицами, и на вопрос: «Волнуешься ли?» - отвечают – «Нет, я все выучил, занимался по 3, 4 часа в день». И действительно, играют прилично.
Важным критерием готовности программы к выступлению является наличие резерва беглости (т. е. ученик может играть быстрее, чем надо) и исчезновение ощущения технических трудностей. Уже при разборе пьесы, как правило, и выявляются эти трудные места, которые ученик долго не может освоить. Я уделяю им особое внимание – на каждом уроке вначале проучиваем их, а потом играем пьесу целиком; текст в процессе разучивания постепенно выравнивается, и на экзамене эти места уже не будут «белым пятном» и не подведут.
Большой объем
Сделала вывод, что большое значение имеет и выбор пьес для публичного показа - они должны соответствовать возможностям ученика (видела много срывов способных детей из-за завышения программы, их слезы и истерику потом, и случилось это по вине преподавателя).
Программа должна раскрывать сильные стороны ребенка (для техничных - это виртуозные пьесы, а для музыкальных – кантилена.
Интересная по содержанию и понравившаяся пьеса, как правило, выучивается гораздо быстрее. Для первого выступления у малышей лучше выбрать пьесу нетрудную, чтобы закрепить положительные эмоции от концерта.
Плохое планирование
На сцене сказывается и то, как построена программа выступления – вначале лучше играть медленные пьесы, а потом, когда ученик уже справился с волнением и освоился - быстрые.
Музыкант должен играть в любое время и в любом месте, независимо от настроения и самочувствия. Это требует психологической устойчивости, и в то же время гибкости, концентрации внимания на том, что важно в данный момент, и над этим преподавателю обязательно надо работать. Ведь нестабильная игра из – за того, что у ребенка внезапно изменилось настроение или рассеялось внимание, встречается часто.
Проблемы со здоровьем
У некоторых детей перед выступлением иногда немного кружится голова и сильно бьется сердце: дома им можно потренироваться так – покружиться вокруг своей оси, или попрыгать или поприседать до учащения пульса, а потом сесть и сыграть с максимальной отдачей.
Упражнение «игра с отвлекающими факторами» у нас в школе проходит в естественных условиях: во время репетиции в зале иногда заходят учителя с вопросами, или сидят дети – перешептываясь и переговариваясь, у кого-то может зазвонить телефон. Играющий привыкает к таким ситуациям и на концерте уже не обращает на них внимания, что очень хорошо.
Подготовка к конкурсу
Важно также правильно спланировать работу над произведениями, чтобы они были готовы примерно за месяц до выступления и могли «отлежаться». Полную свободу исполнения можно достичь только после нескольких выступлений.
Как мы готовимся к конкурсу?
Перед конкурсом
Вначале дети обыгрывают программу в кругу друзей, дома перед родителями, малыши - перед куклами, представляя, что это – взыскательная комиссия, далее играют на школьных концертах.
Потом я делаю видеозапись исполнения и отправляю на дистанционный конкурс: дети, вдохновленные успехами (они получили дипломы с местами), готовятся к реальному конкурсу (уже с другой программой).
На конкурсе новый зал, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесы только один раз – создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика, и, чтобы концертная обстановка была в какой-то степени знакомой, мы заходим на сайт конкурса и смотрим фото здания, фото сцены, интерьеры.
Нужно сказать, что любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя в последние два дня перед конкурсом физически переутомляться, много заниматься, должен быть полноценный сон и питание. Генеральную репетицию лучше провести за 1-2 дня до выступления, чтобы ученик успел полностью эмоционально восстановиться,
Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки. (Н. Перельман).
На конкурсе
В день конкурса нужно разумно сберегать энергию - перед выходом из дома не торопиться, на дорогу взять время с запасом, чтобы не было лишнего беспокойства.
У ребенка должна быть правильная психологическая установка на успешное выступление, и педагог обязан внушать ему уверенность в своих силах. Я в таких случаях обычно говорю ученику: «У тебя хорошее настроение, хорошо выученная программа. Ты играешь с радостью, как настоящий артист. Люди собрались здесь не для того, чтобы усмотреть недостатки твоей игры, а чтобы получить удовольствие от музыки».
Перед выступлением учителю нельзя давать последние наставления, касающиеся интерпретации произведений, так как это может вызвать скованность и неуверенность на сцене.
А ученику перед выступлением нельзя играть пьесы в быстром темпе, или лихорадочно, небрежно и поспешно проигрывать их «для закрепления в памяти»! (что мы часто наблюдаем).
Перед самым выходом на сцену я настраиваю юного музыканта так: тебе нужно внутренне собраться, представить темп, характер произведения, два-три раза глубоко вздохнуть, и смело выходить на сцену – побеждать. На сцене вести себя естественно: собранно, но не скованно, свободно, но и не развязно. Во время выступления нужно быть в образе на протяжении всей игры.
После исполнения ученик ждёт оценки прежде всего от преподавателя. Я обязательно хвалю своих учеников, даже если не всё получилось, и всегда радуюсь их старанию и успехам. Позже, в спокойной обстановке, анализируем удачи и промахи, ищем их причину, в общем, извлекаем полезные уроки для подготовки к другим выступлениям.
После конкурса
Один очень важный момент – необходимо научить ребенка правильно относиться к неудачам: они должны рождать стремление в следующий раз играть лучше, а не уныние и апатию. И не нужно много говорить о них и размышлять до конца своих дней, а чаще вспоминать концерты, когда ученик играл блестяще.
Концертное выступление – это не только серьёзное и ответственное дело, но и праздник, самые лучшие минуты жизни, и наилучшие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену.
Волнение может играть позитивную роль, если вызывает повышенную выносливость и обостренность чувств, что дает возможность превзойти самих себя,
Как бы хорошо музыкант ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему самому нечего сказать людям, его воздействие будет ничтожно.
Прекрасный исполнитель - это музыкально-одаренный человек с богатым и интересным внутренний миром.