"Некоторые аспекты в работе вокального педагога в детском музыкальном театре младшего школьного возраста"

05.06.2020 04:32, Категория: Театр
Теги: Искусства, аспекты в работе вокального педагога

Автор-составитель: Орехова Светлана Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СП-б Детский музыкальный театр "Кантабиле"

При приёме воспитанников в детский музыкальный театр, педагог прежде всего обращает
внимание на точное интонирование песни. Допустим вариант проговаривания текста
песни и частичное интонирование при хорошем чувстве ритма. Также важно, как
эмоционально он рассказывает стихи. При приёме педагог видит перспективу
ребёнка.

Приступая к обучению, воспитанники начинают осваивать новые театральные предметы. Такие как: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, вокальный ансамбль,
хор. Педагог по вокалу в процессе работы добивается:
· Пения без напряжения и крика, естественного не форсированного.
· Правильного вокального дыхания и следит, чтобы не брали вдох по середине слова. Положение корпуса, плеч, шеи во время пения свободное без напряжения. Плечи во время вдоха не поднимаются.
· Не допускается в этом возрасте исполнения
взрослого репертуара, не по возможностям как вокальным, так и смысловым.
· В начале разучивания песни не использовать фонограмму. Живое исполнение под аккомпанемент фортепиано предпочтительнее. Не нужно процесс впевания механизировать. Темп при разучивании может быть значительно медленнее, длиннее паузы между фразами.
Постепенно приближаясь к конечному результату.

Это основные требования на самом начальном этапе обучения, способствующие
интенсивному и равномерному формированию голосового аппарата в период, когда укрепляются
и деформируются голосовые связки у детей младшего школьного возраста.

Педагог по вокалу должен обратить внимание и объяснить обучающимся о гигиене голоса в
связи с тем, что увеличивается нагрузка на голосовой аппарат. Слизистая
оболочка физиологически раздражена, разогрета. Поэтому на некоторые моменты правила нужно
обратить внимание.


§ После занятий не выходить на улицу сразу в холодное время года в течении 10-15 минут.
§ Пить холодную воду после занятий не рекомендуется.
§ Не разговаривать на улице в холодное, влажное время года.
§ Перед концертами, спектаклями соблюдать диету. Острая, жирная, жареная пища
исключается.
§ Перед уроком есть печенье, конфеты не нужно. Это влияет на эффективность
работы на уроке. Остатки сухой и сладкой еды забьют складки трахеи.

Начало урока, педагог по вокалу традиционно начинает с разогрева голосовых связок.
Самые первые упражнения на разогрев речевого аппарата. Распевки для этого
возраста должны быть разнообразными и увлекательными, носить изобразительный характер:
«Вертолётики», звук мотора машины, гимнастика губ, «Часики», работа языком, «Дуновение
ветра».

Продолжать распевку следует короткими и запоминающимися мотивами или русскими народными потешками, использовать скороговорку в распевке также будет очень эффективно.

Вовремя распевок дети находятся в статичном положении, но вовремя исполнения роли они
не стоят на одном месте. Поэтому разучив музыкальный материал не забываем петь
в движении, исполняя мизансценические задачи режиссёра. Репетировать вокальные номера
в костюмах нужно заранее. Иначе шляпки, маски, ушки и хвосты сильно могут
отвлекать обучающегося. А при использовании вспомогающих предметов на вокальных
репетициях, могут помочь маленькому актёру исполнять роль более образно и
интересно.

Все дети должны быть взаимозаменяемыми, т.е. разучивать вокальные партии с группой, знать
несколько ролей одновременно. Следовательно, участники спектакля смогут
подсказать друг другу, помочь в трудный момент, если забыли слова. А в случае
отсутствия по болезни одного из актёров, вопрос с заменой будет легко разрешимой.
У каждого юного актёра есть возможность исполнить любимую роль и не потерять
интерес к данному роду деятельности.

Все перечисленные моменты важны для дальнейшего правильного вокального
формирования, а также для развития гармоничных актёрских данных воспитанников
театра. Репертуар, который исполняется юными актёрами, не должен быть очень сложным,
перегруженным мелодическими и ритмическими рисунками. Музыка должна быть
понятной и доступна восприятию. Такой материал встречается в народных песенках-попевках,
т.е. народном фольклоре, детских народных сказках. Фольклорный материал
выстроен в удобном диапазоне, эмоционально ярко окрашен, позволяет добиваться
правильных вокально-технических навыков. Не секрет, что только эмоциональное
пение позволяет найти правильно сформированное звучание голоса, с ощущением
глубокой опоры при этом исключая задранного ключичного дыхания.

Иногда воображение режиссёра рисует образ конкретного героя под типаж юного актёра. Часто случается, что вокальные возможности актёра не соответствуют данному репертуару. Из этой ситуации возможно выйти разными способами. Сделать транспорт вокальной партии, самые трудные фрагменты исполнить хором, всем героям сказки, таким образом украсить роль главного героя. Главную тему повторить в декламационной манере, в том случае, когда актёр интонационно не справляется с данной партией. Перенос высоких нот в удобную тесситуру. Все эти способы могут помочь ребёнку наиболее мобильно раскрепоститься и актёрски развиться. Коллективные выступления в музыкальном театре вместе с другими начинающими артистами, позволяет активно развиваться юному таланту. Театр — это самый естественный и демократичный вид творчества для развития способностей детей.