«ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСТВЕ»(театральное, вокальное, хореографические и другие направления искусства…)

01.06.2020 03:47, Категория: Театр
Теги: Искусства, развитии личности ребенка

Авторы статьи: Гончарук Виталий Евгеньевич педагог дополнительного образования по сценической речи, мастерству актера ГБУ ДО ДЮЦ «Красногвардеец»

СПб, актер драматического театра; Ларина Татьяна Альбертовна педагог дополнительного образования по вокалу ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района С-Пб ДМТ "Кантабиле".


Позвольте начать с воспитания ребенка. Прежде всего, нужно сказать, что ребенок это не взрослый человек и ему не понятны правила нашей жизни. Подумайте сами, многие из нас, будучи детьми, пытались бунтовать, не принимая правил жизни (или системы кому как удобно воспринимать мир, в котором он живет).
Многие из нас бунтовали по - разному поводу. Будь это слишком большая опека родителей, или школьные правила, или дворовые приятели. Многим из нас хотелось выделиться, быть особенным, не таким как все. Подумайте, а может и к лучшему то, что уже в детском возрасте, многие из нас проявляют свое творческое начало, которое не терпит однообразие. Ребенок не хочет жить по правилам, придумывая свои игры и ломая общепринятые рамки. Да есть очень послушные дети, есть те кого мы ,взрослые ломаем, есть бунтари, а есть те, кто слишком хитер. В последнем случае приходится трудно. Но в любом случае сами родители должны подумать, как справляется со своим ребенком, это в первую очередь, а потом и педагоги дополнительного образования.
Почему я говорю о непослушных, не усидчивых детях? А потому что с ними гораздо сложнее и они нуждаются в другом подходе. Послушный ученик сделает все задания, выучит все уроки, придет домой и так всю жизнь. Подумайте! И таких детей тысячи. Они в результате станут просто как все. А те бунтари - фантазеры и мечтатели будут двигать, развивать наш мир. Но излишнее бунтарство может привести к непоправимым последствиям. Нашей задачей является то, чтобы помочь раскрыться личности ребенка. Личность ребенка, его мнения, его нужность в развитии общества.
Мы педагоги театральных коллективов и начнем с театра. Часто так случается что педагоги театральных студий, кружков, коллективов и т.д. Просто начинают детей натаскивать на роли. Просто учи текст и все. Страшнее всего если педагог говорит, я старше, я педагог и я прав. Этот педагог делает ошибку. Такую же ошибку часто делают режиссеры в театрах, когда начинают утверждать.
Я режиссер, я прав, я так вижу. Не задумываясь об актерах. В театрах, время от времени встречаются такие режиссеры. В итоги, когда молодые кадры приходят на сцену и пытаются что- то предлагать режиссеру, он не воспринимает их предложения. Он просто их не видит и не слышит. В итоги многие молодые актеры отказываются от творческого поиска и становятся творческими иждивенцами.
- ,,А-а-а… , режиссер скажет, я сделаю, не скажет ну и не надо,,. Что в корне неправильно. И актер, и режиссер должны творить на сцене. Конечно, режиссер видит всю картину, а актер работает над ролью.
Вы наверно уже задаетесь вопросом:
-Причем тут театр? Мы работаем с детьми.
Все очень просто, актеры это те же дети, что готовы и хотят творить.
Работая в школе искусств, мы как-то столкнулся с таким примером:- ставим отрывок из спектакля…. Спрашиваем у детей их мнение, они молчат. В результате многих попыток, одна девочка так робко спросила:
«А вы уверенны, что это должно быть именно так, а не как иначе?».
Я ответил – «нет! А что ты хочешь, что- то предложить?»
И да, она предложила новую идею. То есть, ее личность смогла взглянуть на постановку с другой стороны, под другим углом.
Оказалось, что педагог, работающий до нас, держала свой авторитет и не давала в нем сомневаться.
А теперь подумайте сами, вы ведь тоже люди и тоже имеете свойство ошибаться. Если ученик принимает вас как высшую инстанцию, которая обучает и видит что вы тоже человек и можете ошибиться. В этом случае все ваши ошибки будут прощены и вы будете восприниматься ребенком более проще. Имеется в виду, он увидит в вас человека. От этого ваш авторитет не упадет, а вызовет более доверчивое отношение к вам. Тем более, если кто- то из учеников заметил вашу ошибку, вы можете сказать спасибо, к примеру, Вася. Молодец, Вася! - вот и давайте посмотрим и разберем, почему так и не иначе, а может Вася, как и я тоже ошибается. Этим вы заинтересуете детей. И занятия, даже в школе могут превратиться в увлекательную беседу, на заданную тему, а не в скучную зубрешку. Попробуйте и вы сами увидите, что успеваемость возрастет. Когда вам интересно тои запоминаете вы быстрее.
Приведем еще один пример из нашей практики.
Занимаясь, с будущими педагогами в институте, ставили спектакль. И одна девушка (видимо долго терпела) возмущенно сказала: - « а почему мой персонаж такая дурра, я считаю, что она другая и эпизод должен быть выстроен по- другому». Стало интересно, и этой студентке предложили придумать свою версию. После чего, так же мы со студентами придумали еще несколько версий этого эпизода. Мы поочередно сыграли все эпизоды. В итоге – эта студентка была права.
Работая с детьми, мы часто спрашиваем их мнение и если мы считаем неверным, то стараемся объяснить, почему и предлагаем придумать другой ход, заставляя тем самым думать.
Ученик как личность должен взять у педагога все хорошее и начать развивать в себе, но только с учетом своего я, характера и личности. Ученик должен, просто обязан превзойти своего учителя. Нельзя натаскивать на один стандарт учеников и сетовать, что они, что-то делают не так. Может, стоит подойти с другой стороны……
Приобрести уверенность в себе. Гармонично развитая творческая личность, сильная индивидуальность много раз подумает над тем поступком, который он, или она должны совершить. Задача педагога найти эти струнки индивидуальности, развить их. Вселить уверенность в себе, а где-то подержать и направить.