Подготовка учащихся к публичным выступлениям.

15.05.2020 21:46, Категория: Музыка
Теги: Искусства

Для многих учащихся публичное выступление является далеко не простым делом. Вопрос, как подготовить к нему, да еще с наименьшими потерями, интересует многих педагогов.
Дать тут общий рецепт очень трудно, даже невозможно, учитывая разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств ученика. Когда пьеса относительно готова, полезно начать общение с аудиторией. Для этой цели годятся любые слушатели вне зависимости от того, насколько они сведущи в музыке-пусть ребенок поиграет родным и знакомым, домашним и гостям, всем кто соглашается его послушать. Желательно заставлять учащегося как можно чаще выступать на всяких концертах. Очень важно для этого иметь в руках концертный репертуар ,к пьесам которого, к работе над ними желательно возвращаться через некоторое время и прорабатывать их с педагогом. (т.е. в данном случае текст отпадает, остается музыкальная суть).Очень трудно, но и очень важно научить ребенка слушать себя со стороны. Это удается немногим. Хорошим подспорьем в этом деле может служить звукозапись.(Прослушивание вместе с педагогом, обговаривание ошибок, повторные записи после занятий и т.д.).
«Сюрпризы» на эстраде- вещь неизбежная-уберечься от них, такая же утопия, как и уберечься от ветра на улице. Выступления протекают в различных условиях , каждый раз в иной обстановке, да и сам выступающий не машина- акустика зала, характер и качество инструмента, его особенности и дефекты, физическое и духовное состояние ученика, его настроение в данную минуту, всякого рода непредвиденные случайности-все это так или иначе влияет на исполнение, на темп и ритм, динамику и окраску, звучность и педализацию. Кто готов к подобным изменениям, у кого хорошо развита быстрота реакции, находчивость, фантазия-тому не страшны никакие случайности.
Очень важно научить ребенка не бояться сцены, выступлений.(Педагог должен быть психологом ,понять, чего боится ребенок и постараться устранить причину. Обладать даром убеждения ,умение вселить уверенность).

Забывание текста и его причины.

К сожалению многие, если не все учащиеся, думают об одном «как бы не забыть текст».
Одержимые этим страхом ,они непрерывно проверяют свою память . Такая забота о
произведении не приносит пользы исполнителю, она приносит лишь вред, и не только не спасает от забывания на эстраде ,но и способствует таковому, провоцирует его.
Где, в каких местах забывают на эстраде? Оказывается не везде, не в любом месте. В пределах пассажной фигуры пианисты ,как правило не забывают, т.к. эта фигура автоматизирована, т.е. выполняется за счет «памятливости пальцев», без участия сознания. Играя пассажи и все подобные фигуры, мы не помним какие ноты берем и какими пальцами, поэтому эти места не забываются. Иначе говоря, прочнее всего мы помним то, чего «не помним».
Последняя фраза звучит ,как парадокс. И ,тем не менее, это так. Ученик может
(да и мы ,педагоги) убедиться, что не думая, он только что сыграл без запинки
проверяемое место ,но подумав, не может многое в нем припомнить. Он пугается,
т.к. ему невдомек, что это естественное последствие автоматизации, и пытаясь закрепить еще и еще раз выученное, непосильно перегружает сознание, разлаживая автоматизацию и подрывая собственными руками самую прочную основу игры-«наизусть».
Страх забыть-психологический двойник страха ошибиться. В последние дни перед концертом, когда произведение выучено ,и идет без запинки, нужно стойко противостоять все время возникающему искушению «демонтировать» его. В это время пьеса должна
покоиться в глубине сознания, в собранном виде. Поэтому перед выступлением не стоит «анализировать» пьесу ,не позволяйте задумываться над тем, какие ноты и какой палец в таком-то месте. Доверяйте моторной памяти, рукам, они в этом случае надежнее головы.

Предконцертный режим.( игровой)


Итак,мы приближаемся к решающему моменту, к выступлению, публичному показу проделанной работы. Пьеса готова, делать в ней как будто больше нечего, или почти
нечего .Чем заниматься остающиеся дни и часы? Ведь можно хорошо подготовить
пьесу или ряд пьес и провалить их на концерте исключительно из-за неверного
режима последних дней.(Игра в быстром темпе,не считая). Играть в последние перед выступлением ,конечно ,нужно но меньше, чем раньше и не с таким внутренним напряжением –необходимо беречь силы для предстоящего концерта .Когда пьеса или программа выучены, то решающее условие на концерте –чтобы руки и ,особенно, голова были свежими, не утомленными. Тогда остальное или многое из того приложится. Поэтому большую ошибку совершают те, кто в последние дни работают до изнеможения, стараясь напоследок еще
крепче закрепить исполняемое или исправить недоделку. То, что доделывается
наспех, либо не поспевает к сроку, либо скрепляется на «живую нитку».
Естественно, оно почти никогда не получается на сцене. Как же поступать в тех случаях, если перед самым выступлением обнаружится какая-либо недоделка? Прежде надо сказать, что это свидетельство небрежной и невнимательной предшествующей работы над произведением. Если недоделки очень серьезны и их невозможно исправить ,лучше перенести выступление на другой срок и спокойно все доучить. Если это невозможно и нет замены произведения, надо «закрыть» глаза на недостатки и играть пьесу так,
как есть.
В день выступления надо играть немного. Некоторые педагоги считают-лучше не подходить к инструменту вообще. Но ученики думают, если день не поиграешь, то
и руки не пойдут и пьеса выпадет из памяти и пальцев. Это не совсем верно. Техника, если она есть, то за день она не пропадет .А ощущение, что руки плохие «деревянные» вызывается прежде всего волнением. ( Играть по нотам, медленно, ровно, не играть быстро) И не исполнять по-настоящему ,как на концерте, чтобы не выпустить «заряд» раньше времени ,а сохранить душевный и эмоциональный подъем до концерта).

Предконцертный режим.

Перед концертом или выступлением нужно хорошо выспаться, отдохнуть. Сон лучший
восстановитель физических и духовных сил, первый гарант «свежей» головы. Однако
не злоупотреблять, т.к. «переспать» не менее вредно, чем «недоспать». Не прибегать ко всяким успокоительным средствам.
Предупреждать детей и родителей о режиме питания. На сытый желудок играть нельзя. Сытый человек настроен сонливо, в нем все притуплено-желания, темперамент, находчивость, слух, ритм. Пища легкая, часа за два до игры. На концерте случается, что от волнения или других причин руки холодеют, становятся как «лед» .
Вместо того, чтобы разогреть их разыгрыванием( это долго и малоэффективно) гораздо лучше три-четыре раза хлопнуть себя с размаху (от плеча) « в обнимку» или проделать еще какие-либо энергичные гимнастические упражнения, убыстряющие кровообращение во всем теле, также надеть варежки.
Вот такие нетрудные , но очень полезные советы для подготовки учеников к выступлениям.